Приходские новости

Исторические свидетельства о жизни апостолов Петра и Павла

 

Исторические свидетельства о жизни апостолов Петра и Павла

С точки зрения исторической правды, Евангелия (если мы говорим о Петре) и «Деяния» (если мы говорим о двух апостолах – Петре и Павле) достаточно достоверно описывают обоих, не представляя их ни излишне героическими, ни искусственными персонажами.

Светильник времени апостолов найденный в Капернауме

У апостола Петра было самое простое происхождение: мы знаем, что он был рыбаком и был родом из Галилеи, из приморского города Капернаума. Существует интереснейшее историческое свидетельство: был раскопан дом апостола Петра в Капернауме.

Реконструкция дома апостола Петра, в котором останавливался Господь

Если быть точным, сначала обнаружили восьмиугольную церковь конца 6 – 7 веков, построенную на его месте, под ней открылась церковь 4 столетия, а ниже – простой дом, в котором обитала семья апостола Петра. В этот самый дом приходил Господь и в нем Он исцелил тещу Петра, лежавшую в горячке.

Раскопки церкви и дома апостола Петра в Капернауме

Капернаум был рыбацким городом, в нем занимались рыбным промыслом и это был основной источник дохода многих его жителей. Поэтому происхождение апостола Петра не подвергается особому сомнению – оно хорошо вписывается в исторический контекст.

В 1986 году, недалеко от Капернаума, в илистом берегу Галилейского озера, была найдена лодка, условно называемая «лодкой Иисуса». Датировка радиоуглеродным методом дала ок. 40-го года до Р.Х. Эта лодка прекрасно демонстрирует тип рыболовецких судов, и по размеру соответствует описанным в Евангелиях лодкам, из которых апостолы совершали рыбную ловлю.

Лодка выставленная в Yigal Allon Museum в кибуцце Гинносар на берегу Галилейского озера

Нельзя сказать, что апостолы Петр и Павел имели противоположные взгляды на свое служение, в том смысле, что Петр проповедывал иудеям, а Павел – язычникам. Все же первым к язычникам обратил свое слово именно апостол Петр, о чем говорится в 10 главе Деяний в эпизоде с крещением римского центуриона Корнилия. Что касается апостола Павла, происходившего из киликийского города Тарс, то он был крайне сосредоточен на соблюдении буквы закона, был «фарисеем от фарисеев». В диаспоре евреи вели себя довольно замкнуто, особенно это касалось соблюдения религиозных обрядов чистоты. Существование среди язычников заставляло их еще больше закрываться от окружающего общества и как можно точнее соблюдать Закон отцов. Из диаспоры зачастую выходили самые верные законники. Обратим внимание, в книге Деяний апостолов говорится, что именно иудеи из малоазийской диаспоры становятся главными гонителями апостола Павла за то, что он, по их мнению, уклонился от соблюдения Закона.

Я думаю, что апостол Павел проповедывал язычникам вовсе не от того, что он проникся какими-то идеями язычества, а от того, что услышанный им призыв Христа и внутренняя ревность по Богу, делали невозможным ограничиться проповедью только иудейскому народу. Потому что он не в теоретических богословских рассуждениях, а в реальности встретился с Господом Иисусом Христом на пути в Дамаск, и эта Встреча навсегда изменила его жизнь.

Церковь в подвале дома апостола Анании в Дамаске, место собрания первых христиан

Несмотря на довольно большее время, которое отделяет нас от апостолов, до нас дошло довольно много интересных исторических свидетельств. Например, нам известно, что апостол Павел во время своего первого миссионерского путешествия обратил проконсула Кипра Сергия Павла в Христианство. Интересно, что после Кипра апостол Павел дальше отправляется в Антиохию Писидийскую.

Выясняется, что есть свидетельства, что Сергий Павел происходил оттуда и дал апостолу рекомендательное письмо. В Антиохии Писидийской была найдена  стела с предполагаемым упоминанием того самого проконсула.

Надпись с упоминанием проконсула Кипра Сергия Павла в музее Антиохии Писидийской (Yalvac Museum)

По возрасту она соответствует тому времени, о котором говорится в Деяниях.

В Афинах сохранился Ареопаг – холм Ареса

Ареопаг в Афина, справа бронзовая доска с фрагментом из книги Деяний

В Коринфе, об этом повествует 13 – ая глава Деяний, Павел обратил Эраста. В самом Коринфе была найдена сохранившаяся надпись: «Эраст – казнохранитель города, построивший эту мостовую за свой счет».

Надпись Эраста в Коринфе

Этого Эраста отождествляют с упомянутым в послании апостола Павла к Римлянам (Рим. 16, 23) – он передает привет от Эраста, городского казнохранителя.

Интересен и сам факт жизненного пути Эраста – от богатого чиновника до верного спутника апостола. Хотя в этом нет ничего удивительного – Павел обращался  как к бедным, так и к богатым.

Апостолы пришли в Рим в разное время, но там, где апостолы Петр и Павел закончили свою проповедь и свои жизни, осталось множество исторических свидетельств, христианское предание в этих местах не прерывалось.

Нам известны даже здания, в которых апостолы были заключены в узах. В одном из них недавние археологические раскопки подтвердили существование на этом месте древней диаконии с храмом. Т.е. древние христиане выкупили этот дом, превратив его в место служения ближним, так как в диакониях кормили и лечили бедных.

Плита над захоронением апостола Павла в Риме, в базилике Сан-Паоло-фуори-ле-Мура. Надпись «Павел апостоломученик»

Недавно, в 2002 году,  в Риме были проведены исследования  под алтарём храма Сан-Паоло-фуори-ле-Мура – «Апостола Павла вне стен», храма, который по преданию был построен на месте захоронения Ап. Павла. Там был найден 8-ми метровый мраморный саркофаг с надписью «PAULO APOSTOLOMART» («Павел апостоломученик»). Затем было проведено научное исследование саркофага. В официальном сообщении римского престола говорилось, что «…В саркофаге, никогда ранее не открывавшемся на протяжении веков, было проделано очень маленькое отверстие для введения зонда, посредством которого были обнаружены следы драгоценной льняной ткани, окрашенной в пурпурный цвет, пластина из чистого золота и ткань голубого цвета с волокнами льна. Было обнаружено присутствие красного ладана, а также белковых и известковых соединений…мельчайшие фрагменты костей, которые были подвергнуты исследованию с использованием углерода-14 экспертами, не знавшими об их происхождении. Согласно результатам, они принадлежат человеку, жившему между I и II вв.… …Это, похоже, подтверждает единодушную и бесспорную традицию, согласно которой речь идёт об останках апостола Павла». Из археологического исследования  видно, что захоронение апостола Павла было совершено на обычном кладбище у дороги. За местом захоронения ухаживали  первые века христианства, пока при императоре Константине не была построена прекрасная базилика.

Тоже самое касается и Ватиканского холма – места погребения святого апостола Петра, где ныне построен собор святого Петра. После многолетних археологических исследований стало понятно, что базилика соседствовала с большим стадионом времен Калигулы и Нерона, на котором, по всей видимости, и был и казнен апостол Петр, а затем захоронен рядом. Под Ватиканским холмом находится кладбище, состоящее из катакомб. Оно быстро стало разрастаться уже с 1-го века.

Исследования проведенные на этом месте, обнаружили захоронения, действительно связанные с апостолом Петром. С распутыванием истории местонахождения мощей апостола Петра связана почти детективная история. В гробнице, в которой ожидали найти мощи апостола Петра, они не были обнаружены. Но позже выяснилось, что в конце 2 –  в начале 3 века было совершено перезахоронение, и кости апостола Петра достали из первоначальной гробницы, обернули в материю и положили в соседнюю.

Реконструкция первой часовни (памятного знака) на месте погребения апостола Петра

Тем не менее, археологические данные однозначно свидетельствуют о том, что в древнейшие времена вокруг могилы апостола Петра были погребены первые римские христиане, затем был поставлен памятный знак, называемый «трофеем Петра» в исторических источниках, нечто вроде часовни. Указывает на это место и даже древняя надпись «Петр здесь», оставленная древними христианскими паломниками уже во 2 веке.

Прорисовка надписи «Петр здесь»

Затем, во времена императора Константина строится базилика, и только в 16-м веке современный собор. Таким образом, ранних исторических свидетельств жизни и смерти апостолов сохранилось достаточно много.

Место захоронения апостола Петра. Катакомбы под базиликой св. Петра на Ватиканском холме

Related Articles

Back to top button