В Пасхальную ночь зажжем в мире Свет!
Позади Великий пост, прошло Вербное воскресенье и Великие дни Страстной Седмицы. Уже пережита Великая пятница с трогательным чином Погребения, и вот, в Великую субботу всё затихло и стоя «со страхом и трепетом» вслушивается в тайнообразующие слова «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты царствуеши во веки». Начинает наполняться радостью сердце.
После богослужения Великой субботы состоялось освящение пасхальных снедей: кулечей, пасок и яиц.
Пасхальная заутреня. Праздничное богослужение начинается в полночь с субботы на воскресенье, его предваряет Пасхальный Крестный ход. Начинается он в темном храме, освещенном лишь горящими в руках людей свечами, священники поют стихиру: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Стихира поётся каждый раз всё громче, её подхватывает хор. Открываются Царские врата, всё еще в темноте священнослужители в белых одеждах, выходят из алтаря.
Хору уже подпевают все прихожане. Слышен ликующий звон колоколов. Впереди священников идут алтарники, несущие фонарь, запрестольный крест, образ Божией Матери и хоругви. А за ними певцы, свещеносцы, диаконы и священники. За священниками идём и все мы — прихожане. Неторопливо обходим вокруг храма. Душа звенит внутри в такт колоколам, уста поют святые и таинственные слова, а руки заботливо прикрывают пламя свечки от прохладного ночного весеннего ветерка.
Вот все подходят ко входу в храм и священнослужители трижды поют главное песнопение праздника — тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Звучит: «Христос воскресе!», отверзаются церковные двери, и крестный ход входит в храм, как когда-то жены-мироносицы вошли в Иерусалим возвестить ученикам о Воскресении Господа.
Храм наполняется светом всех светильников. Начинается светлая пасхальная заутреня, то есть утреня, начинающаяся задолго до рассвета.
Диакон произносит Великую ектению, то есть много прошений к Богу о наших духовных и телесных нуждах, на которые хор с пением отвечает: «Господи, помилуй». После возгласа священника хор начинает петь пасхальный канон из восьми частей, сочинение св. Иоанна Дамаскина, жившего в IX веке в Сирии — венец духовных песней. Это выдающееся произведение церковной словесности. Пышный, по-византийски изобилующий красивыми речевыми оборотами и сравнениями, он вводит нас в дух и смысл самого праздника Воскресения Христова, заставляет нас всесторонне пережить душою и понять это событие.
В конце службы, после Причащения был освящен особый хлеб, напоминающий громадную просфору. Он называется Артос, что в переводе с древнегреческого и означает — Хлеб. Его будут всю неделю носить на крестных ходах, разрежут и раздадут людям через неделю, в субботу, как большую святыню.
Пасхальная служба — самое радостное событие в жизни каждого верующего человека. Она полна ликованием о Христе Воскресшем. Вслушиваясь в ее слова, проникая в ее смыслы, мы сами наполняемся этой великой радостью и Светом!
Автор: Павлюк Марина Николаевна,
социальный работник храма Живоначальной Троицы,
Патриаршего подворья
в Усадьбе Свиблово г. Москвы