Иконография Крещения Господня
Первые изображения Крещения Господня встречаются уже в римских катакомбах 2-4 вв. Например, катакомбы Каллиста и катакомба Петра и Марцеллина в Риме хранят иконографическую память об этом великом событии.
На фресках Христос изображен в образе безбородого юноши. Такой образ Спасителя часто встречается в катакомбах, и даже является доминирующим. Наследие античной культуры, из которой выросло христианское искусство, очень сильно влияет на художников этого времени. Они пользуются символами и образами античности, подстраивая их под реалии молодого христианского учения. Как можно видеть, на обеих фресках на голову юноши возлагается рука крестящего. Этот древний символ живет и действует и в нашей современной жизни: архиерей возлагает руки на ставленника в священный сан, призывая на него Божию благодать, оттого и сам этот чин называется «рукоположением». Священник возлагает руку, благословляя прихожан.
Другой древний символ вошел в иконографию Крещения непосредственно из евангельского текста. Это Птица (голубь) – образ Святого Духа, нисходящий на крещаемого Спасителя мира.
К древнейшим памятникам изобразительного искусства, донесших до нас сцену Крещения Господня, относятся и скульптуры саркофагов. Например, саргофаг из Арле 5в. Возлагаемая рука и голубь неизменны. Христос изображён младенцем. Однако к главной скульптурной группе добавляется Иордан в виде потока. А справа появляется фигура юноши в античной позе учителя, со свитком в руке. Исследователи считают, что это пророк Исаия, слова которого приводит Евангелие в рассказе о служении Иоанна Крестителя: «И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов, как написано в книге слов пророка Исайи, который говорит: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие». Свидетельство пророка Исайи вошло и в службу Крещения: «Глас вопиющего в пустыни, яко возгремел еси над водами многими» (4-й ирмос 1-го канона); «Исайя, измыйтеся, очиститеся глаголет…» (2-й тропарь 9-й песни 1-го канона).
А вот как показывают нам сцену Крещения Господня два знаменитых памятника раннехристианского искусства: купольные мозаики Равенны.
Видно, что в своей основе иконография Крещения за три столетия не изменилась.
Главное лицо события – Спаситель. Он изображен стоящим в воде. Иоанн Предтеча, который может помещаться как справа, так и слева от Христа, по-прежнему простирает руку над Крещаемым. В левой руке он держит крест (православный баптистерий). Чаша в руке Предтечи, как считают все исследователи, поздняя реставрация. Обливанием начали крестить только в Католической Церкви, и притом значительно позже.
Здесь появляется интересная и потом прочно вошедшая в традицию деталь иконы Крещения Господня – олицетворенный Иордан. Исторически это античное явление, когда природе, чувствам художник придавал человеческие образы. Вода оживает, и это немудрено! Ведь Иордан принимает в своё естество самого Бога.
Спаситель снова предстает перед нами в образе безбородого юноши (некоторые исследователи считают бороду в мозаике Баптистерия православных более поздней реставраторской вставкой). Иордан по модулю занимает такое же место, как Иоанн Предтеча. Его левая рука застыла в жесте удивления. В другой руке Иордан держит тростник. Позади урна, из которой вытекает река.
Святой Дух в образе голубя спускается на Христа, источает и поливает Его водами благодати: «Дух Святой нисшел на Него в телесном виде, как голубь» (Лк.3:22)
Глаза Предтечи обращены на Голубя. Он чувственно переживает явление Святой Троицы: Иисус Христос стоит в воде, голубь спускается с неба, сверху слышится голос: « Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!» (Лк. 3:22).
Два следующих мозаичных памятника близки по времени создания.
Мозаика монастыря Дафни (Греция) частично утрачена, но иконография события восстанавливается полностью. Здесь мы видим ангелов! Они появляются и в более ранних памятниках. Ангелы не упоминаются в Евангелии, они не плод влияния античного искусства и не олицетворяют слова пророчеств. Однако в иконографии Крещения ангелы закрепились прочно. На всех образцах, за очень редким исключением, они изображены с покровенными руками. Они – восприемники от купели Самого Бога! Таким образом, иконография впитывает в себя не только текст Евангелия, но и традицию Церкви.
Фигура Иордана видна здесь только фрагментарно, но вот сила жеста! Виден будто испуг его, иллюстрация слов: «видеша тя воды, Боже… и убояшася» (Пс. 76:17).
Бог-Отец здесь показан в виде благословляющей десницы, исходящей из сегмента неба. Его благословение изливается потоком, в котором Бог Дух Святой сходит на Спасителя.
За Иоанном Предтечей стоят двое учеников, возможно, будущие апостолы. Во время крещения Господа они еще не были учениками Христа, однако художник вводит их свидетелями этого великого события.
В этом памятнике мы видим прекраснейшие эллинистические образы. Не только отдельные символы и приёмы взяли византийские художники из античности. Само понятие прекрасного пришло оттуда.
В мозаике монастыря Осиас-Лукас, иконографически схожей с мозаикой Дафни, появляется новый евангельский символ — секира: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь». (Лк. 3:9).
Крест в водах Иордана – ещё одна деталь композиции Крещения — указывает на конечную цель земного пути Иисуса Христа. Если Крещение – начало служения Спасителя, то его завершение – Крест Голгофы.
В мозаике собора Сан-Марко в Венеции мы видим в небесной славе звезду! Это Вифлеемская звезда. Изначально не было праздников Рождества и Богоявления, а был единый праздник Теофании (Богоявления), где вспоминались события Рождества Христова, Крещения и первого чуда в Кане Галилейской. Вифлеемская звезда светит нам в иконах Крещения (Богоявления) Господня, напоминая, что праздники эти, и события, взаимосвязаны.
На фреске собора Протат (худ. Мануил Панселин, 14 в.) в водах Иордана изображены две фигуры. Они иллюстрируют слова Псалтири: «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять» (Пс. 113:3): с одной стороны убегает олицетворение моря, с другой «возвращается вспять» Иордан. Это тоже довольно частые детали композиции Крещения, особенно в монуметальных образцах.
На фреске Спасонередицкой церкви появляются крещающиеся люди. Эта деталь встречается иногда и в других памятниках. Изображены они интересно: один снимает сапоги, другой рубашку, третий уже плавает в водах.
*Фрески Нередицы погибли в Великую Отечественную войну, когда в храм попали снаряды – Волховский фронт проходил в непосредственной близости от этих мест. Сейчас храм восстановлен в первоначальном виде, а фрески частично сохранились только в кусочках, которые кропотливо восстанавливают реставраторы. Мы можем любоваться только довоенными чёрно-белыми фотографиями…
Олицетворение Иордана нередко изображается цветом самих вод. В иконе из Благовещенского собора Московского Кремля он, например, еле различим.
Спаситель часто изображен с опущенной головой. Это знак Его смирения. Правая рука Его всегда в благословляющем жесте.
Нередко в водах Иордана плавают различные рыбки – украшение иконы, красивая деталь, добавляющая живости композиции. Она символизирует взыграние природы, ее удивление происходящему событию. Как овечки иногда гуляют по иконе Рождества, так и рыбки плавают в Иордане на иконе Крещения.
На фреске из сербского монастыря Дечаны в сегменте Неба изображены двери. Это отверстые двери Рая.
В более развёрнутых композициях в небесном сегменте умещается ещё и сонм ангелов. В водах Иордана плавают рыбки и крещающиеся люди, а на берегу множество народа, многие с детьми на руках, наблюдают Крещение Спасителя.
Иногда встречаются изображения, где Спаситель во Иордане стоит на каких-то дощечках. На таких же дощечках — а это не что иное, как врата ада! — стоит воскресший Господь в иконе Сошествия во ад. Так снова указывают художники на конечную цель служения Христа — сокрушение ада и победу над смертью.
Итак, в самых основных чертах иконография Крещения Господня сложилась уже в первые века христианства. В последующем тысячелетии она многократно повторялась с добавлением деталей, в различных композиционных и цветовых вариантах. Но при этом всегда, неизменно и неустанно она прославляла Господа Иисуса Христа, нас ради плотию крестившегося от Иоанна в водах Иорданских.