БогослуженияПриходские новостиПроповеди

Слово митрополита Звенигородского Арсения, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, в день памяти блаженной Ксении Петербургской

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня, дорогие отцы, братья и сёстры, мы чествуем память удивительной святой, небесной покровительницы прихода нашего храма. Её особенно почитают в граде святого Петра. Но, впрочем, любят её и во всей Русской Православной Церкви. Святая блаженная Ксения Петербургская была прославлена в год Тысячелетия крещения Руси на Поместном соборе. Её можно отнести к тем святым, которые словно всегда были с нами, с нашей Церковью и нашим народом. Она является плоть от плоти и кровь от крови всего Собора русских святых, потому что единый Дух Божий воздвигает святых, новых светильников веры во все времена – как в век апостольский, так и сегодня. И во все поколения христианские находятся люди, которые особым образом слышат слова Господа, обращённые к каждому из нас; которые максимально стараются воплотить Евангелие в своей жизни. Это и есть святость. 

О святой блаженной Ксении известно, что она жила в XVIII столетии. Она рано овдовела: когда ей было всего 26 лет, внезапно скончался её супруг. И умер он без христианского напутствия, то есть без исповеди и причастия. Всё это настолько потрясло Ксению, что она отказалась от собственной жизни и посвятила себя особо тяжёлому подвигу – подвигу юродства во Христе. Пожалуй, юродство во Христе является сложнейшим путей святости, хотя радикально от других путей он не отличается. Ведь вся христианская святость основана на Евангельском провозвестии. 

В Слове Божием нам открыто, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий в Него верующий не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). А одном из своих посланий апостол Павел говорит: «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия» (Кор. 1:18). Юродство – значит безумие. С самого начала христианской Церкви, ещё со времён апостольских христиане выглядели какими-то безумцами в глазах язычников, сыновей века сего. Прежде всего, конечно, потому что они поверили Христу – Тому, Кого обычные римляне и греки, не говоря уже об иудеях, знали как иудейского учителя, распятого на кресте подобно преступнику. Но тем, кто был чист сердцем, кто смог принять Благовестие о любви Божией, явившейся в этот мир нашего ради спасения, о спасении, которое даруется нам именем Иисуса Христа, – всем этим людям Христос открылся как самая дорогая реальность, как истинная Жизнь, Любовь и Смысл. И каждый, кто познал этот опыт присутствия Воскресшего Господа в своей жизни, уже не мог от него отказаться, даже если в глазах окружающих это выглядело странно и чудаковато. 

С самого начала христианство прошло путь отвержения, насмешек и видимого безумия в глазах образованных римлян и греков. Церковь встретили гонения, но в конце концов христианство победило именно благодаря живой вере. Благодаря тому, что христиане платили любовью за ненависть, отвечали добром на зло, молитвой на насмешки и проклятья. И вот те самые язычники – римляне и греки стали христианами, христианской стала и сама Империя. И спустя века из этой православной Восточной Римской империи уже наш народ примет крещение – благодаря равноапостольному князю Владимиру. 

Когда апостол Павел говорит, что мы безумны Христа ради (см. Кор. 4:10), он уже подчёркивает инаковость христиан в этом мире. Те же святые, кто вступил на путь видимого, но мнимого безумия, как никто другой подчёркивали слова Христа: «Царство Моё не от сего мира» (см. Ин. 18:36). И в каждом поколении, в каждом столетии мы заново призываем открывать и осмыслять эту истину – Царство Божие не от мира сего. Это означает, что ни один град земной, ни одно политическое устройство и никакая наша «благочестивая» обыденность не может быть соизмерима с той глубиной и тайной, которая нам открывается во Христе и в благовестии о Его Царстве. 

Евангелие призывает нас радикально изменить свою жизнь, раскрыть свои душу и сердце для Слова Божия, а это слово прежде всего о любви. Недавно мне довелось смотреть видеосюжет с дебатами одного известного атеиста и бывшей атеистки, ставшей христианкой. И вот атеист говорит, что христианство одержимо грехом.

Контраргумент его собеседницы оказался лучшим из всех возможных – на самом деле христианство одержимо любовью. В этом вся соль и в этом весь смысл, вся суть нашего провозвестия. И все многообразные пути святости, которые есть в Церкви (это и юродство во Христе, и преподобничество, и исповедничество, и мученичество, и все прочие), – это пути христианской любви. Без неё – всё остальное теряет свой смысл. Все внешние формы, вся благочестивая обрядность, все слова лишаются смысла, если нет главного. 

И важнейший урок святых и вспоминаемой сегодня блаженной Ксении состоит именно в том, чтобы всегда находились люди, которые способны максимально откликнуться на Слово Божие и раскрыть своё сердце для Его любви, которая начинала преображать не только их жизни и души, но и жизни окружающих их людей. И хотя святая Ксения прошла путём поношений, ещё при её жизни многие люди узнали в ней угодницу Божию, – не просто бродячую нищую безумную, а великую молитвенницу, прозорливицу и святую. И как тогда, так и сейчас многие, кто обращаются к ней с искренней молитвой, получают просимое. 

Но главный урок, подчеркиваю, вовсе не в том, что мы можем обращаться к святым за помощью, а в том, чтобы мы сами учились от них смирению перед Богом, доверию Ему и Его любви. Будем же стараться именно так, с доверием Богу, со смирением и с мужеством, но прежде всего с любовью принимать все жизненные обстоятельства, с любовью относиться к каждому, кого нам посылает в жизни Господь. Ведь не только во времена каких-то экстремальных ситуаций, не только во времена гонений, как в Древнем Риме, не только в пустынях или подвиге юродства во Христе проявляется наша верность Ему, а каждый день. В любых обстоятельствах, в общении с каждым человеком и, можно сказать, каждую минуту, мы находимся перед выбором. Изберём же Христа, а вместе с Ним – изберём и свет, и жизнь, и любовь! Аминь.

6 февраля 2025 года,

Храм святой блаженной Ксении Петербургской на Березовой аллее города Москвы

Related Articles

Back to top button