Слово митрополита Звенигородского Арсения, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, в Рождество Христово
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
«Христос раждается, славите; Христос с небес, срящите (т. е. выходите навстречу, встречайте)» – такими словами начинал проповедь в честь Рождества Христова, или Богоявления (как этот праздник назывался тогда), святитель Григорий Богослов в IV столетии. И каждый год всей Церковью мы встречаем этот светлый праздник и в литургическом праздновании снова встречаем Христа, пришедшего в этот мир в Вифлееме Иудейском.
И наше воспоминание касается не только событий давно минувших дней. Явление Спасителя в этом мире, Его вхождение в историю, принятие Им израненной грехом человеческой природы подобно тому, как Пастырь добрый берёт заблудшее овча на свои плечи и возносит к Отцу своему – это реальность, которая продолжается и сейчас. И все мы находимся в свете этой реальности. Вифлеемская звезда, которая воссияла, и ангельское славословие, которое наставило пастырей в Вифлеем, возвещают нам о том, что этот мир уже не будет прежним. Над нами – покров Божественной любви, над нами – Лик Небесного Отца. «Сын Божий сделался Сыном человеческим, чтобы сыны человеческие стали сынами Божиими», – так сказал во II столетии священномученик Ириней Лионский. И во Христе мы все имеем усыновление Отцу.
Он явился в этом мире и, как сказано в чинопоследовании таинства Крещения, «…пришел еси и спасл еси нас. Исповедуем благодать, проповедуем милость, не таим благодеяния: естества нашего роды свободил еси. Девственную освятил еси утробу рождеством Твоим: вся тварь (т. е. всё творение) воспевает Тя явльшагося». И мы сегодня со всем творением, со всей небесной Церковью, как и тогда, две тысячи лет назад тёмной вифлеемской ночью, возносим хвалу Спасителю мира, приглашая Его в наш мир, в наши сердца, чтобы Он был нашим Господом, нашим Спасителем и нашим Царём. И подобно волхвам, мы бы хотели принести Ему дары, чтобы послужить Богомладенцу.
Что же мы можем принести Господу неба и земли, Который обладает всем, видимым и невидимым? Ответ кроется в Священном Писании. В одном его месте Господь говорит, обращаясь к каждому человеку: «Сын мой! отдай сердце твое мне» (Притч. 23:26). И если мы сердце своё вручим как самый драгоценный дар Христу, это будет означать перемену нашей жизни. Каждый наш поступок будет направлен во служение ближнему, а через него – во служение Христу.
В нашей жизни много бед, нас окружает и нужда, и страдание, и болезни. Люди, оставшиеся без крова, беженцы. Для христианского сердца не может быть покоя, пока проливается кровь, пока люди восстают друг против друга. И мы молимся о мире, мы молимся, чтобы Господь утешил всех обездоленных, всех скорбящих, всех обожжённых войной. В наших силах послужить таким людям словом, делом и молитвой. Сегодня и Русская Церковь, и многие добровольческие организации помогают нуждающимся, беженцам. Но не забудем, что в жизни каждого из нас есть и другие люди, которые ждут, возможно, нашего внимания, нашего участия, прощения (или же, напротив, мы нуждаемся в чьём-то прощении). Есть люди, которые ждут слова о Боге, подкреплённого подлинной христианской жизнью, чтобы через наши добрые дела почувствовать присутствие в мире Христа.
Будем же не только словами, но и делами, нашей жизнью провозглашать Его свет и Его любовь. Будем Его соработниками, апостолами, которые не только возвещают словом о Господе, но которые и служат Христу, являясь орудиями Его любви в этом мире для каждого. Потому что ради каждого человека Христос рождается в Вифлееме Иудейском, чтобы родиться затем и в сердце любого, кто откликнется на Его зов с благодарностью и смирением.
Не будем забывать, впрочем, в блеске и праздничном шуме и о том, что означает Его явление в мир. Вспомним о символике, богослужебной и иконописной, которая указывает на то, чем закончится земной путь Сына Божия: так, пещера Вифлеема соотносится с совершенно другой пещерой, в которой Иосиф Аримафейский погребал Тело Иисуса, пелены – с плащаницей, смирна из даров волхвов – с благовониями, которыми мироносицы спешили помазать тело своего Учителя.
Будем помнить, ради чего Он пришёл в этот мир, какой ценой мы были куплены для вечности… И прославим Бога, потому что нет преград для Его любви. Эта Любовь, вызвавшая когда-то мир из небытия в бытие, явилась в вертепе вифлеемском, а затем взошла на Крест и сошла во ад, чтобы взыскать каждого человека, начиная с Адама.
Примем же с благодарностью и с любовью всё содеянное ради нашего спасения, устремимся и словом, и делом – каждым поступком по отношению к ближнему нашему ответить Богу на Его любовь, Его милость и Его спасение. Аминь.
7 января 2025 года,
Храм Живоначальной Троицы Патриаршего подворья в Усадьбе Свиблово города Москвы