Северо-восточное викариатство. Новости архиерейского служения

Слово митрополита Звенигородского Арсения, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, в праздник Крещения Господня

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В празднике Богоявления звучит то же благовестие, что и в празднике Рождества Христова: это весть о пришествии Бога в этот мир нашего ради спасения. Другая его тема, которую можно назвать специальной, заключается во втором названии праздника, более известном многим – Крещение Господа нашего Иисуса Христа.

Стоит отметить, что Иоанн Креститель проповедует покаяние. Он был Предтечей, о котором ещё некогда возвестил пророк: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» (Ис. 40:3). И сам Иоанн осознавал себя Предтечей, хотя изначально не знал, кем будет обещанный Богом Мессия. И, наверное, даже не подозревал, что тот самый Мессия, Царь и Спаситель, окажется близким ему по крови и по плоти человеком, поскольку их матери были родственницами. Неизвестно даже, знал ли Иоанн в детстве Иисуса, однако, когда он увидел идущего к нему на Иордан Христа, как повествуется в Евангелии от Иоанна Богослова, он возвестил всем: «вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29).

То, что делал и проповедовал на Иордане Иоанн, ещё не было, конечно, христианским таинством Крещения. Это был обряд покаяния, подобный которому иудеи применяли к язычникам, пожелавшим принять веру в Единого Бога, но не намеренным исполнять Закон во всей его полноте, включая хранение субботы, обрезание или разделение пищи на чистую и нечистую. Что важно, Иоанн проповедует «крещение покаяния» для самих иудеев! Это означало, что им нужно было полностью переосмыслить свои отношения с Богом, свою жизнь, подготовить своё сердце для Него, измениться. Покаяние, проповеданное Иоанном, обозначается на греческом «метанойя», то есть «перемена ума». Человек буквально должен переродиться, подобно тому, как человек сознательно принимает крещение, или же вообще приходит к вере во взрослом возрасте.

Остаётся загадкой для нас, зачем безгрешный Иисус Христос идёт, подобно кающемуся грешнику, на Иордан к Иоанну. И когда Иоанн хотел было только спросить, сделав слабую попытку возразить – «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?», – Иисус ему отвечает: «оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (см. Мф. 3:14-15). Но из того, как торжественно описывается это у всех евангелистов, мы видим, что для самого Христа это событие было чрезвычайно важно. Именно с Крещения начинается Его общественное служение.

Кроме того, в Евангелии от Марка, которое звучало на утрене и на освящении воды, есть такие слова: «И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк. 1:11). Люди, которые читали Ветхий Завет, знали, что это был гимн, который пелся во время коронации царей из династии Давида. И евангелисты, включая Марка, показывают, что с самого начала Своего общественного служения Спаситель был Царём. Ожидаемым веками, пришедшим и так трагически неузнанным Своим народом. Но тем, как говорит уже евангелист Иоанн Богослов, которые приняли Его, верующим во имя Его, Он дал власть быть чадами Божиими (см. Ин. 1:12).

Ещё одна важнейшая тема этого праздника, также заключённая в названии Богоявления, – это первое откровение Троицы. Оно звучит уже не столь прикровенно, как в Ветхом Завете, когда Авраам принимает троих путников, либо Бог говорит о Себе во множественном числе. Здесь происходит первое и ясное откровение того, что Бог есть Троица. И наше спасение совершается Отцом и Сыном, и Духом Святым – всей Святой Троицей, Господом нашим. Поэтому нынешний праздник Богоявления является ещё и праздником всей Святой Троицы, что прихожанам нашего храма должно быть особенно близко.

Возвращаясь к событию Крещения на Иордане Господа Иисуса Христа и вглядываясь в византийское иконографическое изображение этого сюжета, мы не можем не заметить параллелей с другим иконописным сюжетом – Схождением во ад. Вода – символ хаоса, разрушения; достаточно вспомнить воды Потопа, которые погубили грешников во времена Ноя. И потому Христос, стоящий во Иордане, это ещё и указание на то, для чего Он пришёл в наш мир – чтобы победить хаос, разрушение, смерть.

Это напоминание или даже пророчество о схождении во ад. Сейчас же Христос сходит в водную стихию, чтобы вернуть ей первоначальную чистоту, ведь когда-то именно в ней зародилась жизнь всего сущего. Так, Господь освящает эту стихию, а через неё и всё мироздание. Но и за границами нашего временного мира, куда каждый из нас однажды шагнёт, Он всё наполняет Собою и дарует нам надежду. Надежду, что и там Он нас не оставит, если только мы сами будем стремиться к Нему, к этому Свету Невечернему.

Тема света, как и тема воды, является ещё одной важной смысловой линией этого праздника. Вода получает своё исцеление и очищение не строго сегодня, такого-то числа и месяца, а в тот самый день, когда Господь явился на Иордане и освятил его воды. Однако сегодня мы, словно участники того самого события, духовно и вместе с тем совершенно реально радуемся о пришествии Господа в наш мир и начале возвращения этому миру его первозданной чистоты и цельности. И вот, говоря словами Иоанна Богослова, свет, явившийся в этом мире, был Свет истинный, просвещающий и освящающий всякого человека, грядущего в этот мир (см. Ин. 1:9).

Это праздник воды и света, или день светов, как он назывался в древности, – не только потому, что к этому празднику, как и к Пасхе, зачастую было приурочено крещение людей, но и главным образом потому, что он возвещает о явлении Света в этот мир. О Свете, Которым мир был сотворён и Который является в нём теперь, чтобы разогнать тьму. Который является в нашей жизни, чтобы наполнить её Собою. И чтобы наполнить Собою ту жизнь, которая начнётся за границами нашего временного мира для каждого из нас.

Это многогранный праздник, богатый событиями и смыслами. Мы привыкли сводить всё к воде, которая освящается в этот день, и подчас проявляем слишком обрядоверческое отношение к этой святыне. Однако будем помнить и о Свете, Который освящает воду и всех нас, Который придаёт нам и смысл, и радость, и силу для жизни в этом мире, для борьбы со злом, для проповеди Божьей любви, для милосердия и для прощения. Для исполнения слов Христовых о любви к ближнему. Таков главный урок, который приносит нам нынешнее празднество, как и каждый великий праздник Церкви Христовой.

Будем же благодарить Бога за этот свет, за Его победу над смертью, за спасение, за дар жизни вечной, который открывается нам в свете истинном, Господе Иисусе Христе. Как молимся мы на литургии Василия Великого, которая сегодня была совершена: «Всех нас приими в Царство Твое, сыны света и сыны дне показавый. Твой мир и Твою любовь даруй нам, Господи Боже наш, вся бо воздал еси нам». Аминь!

19 января 2025 года,

Храм Живоначальной Троицы Патриаршего подворья в Усадьбе Свиблово города Москвы

Related Articles

Back to top button