Слово митрополита Звенигородского Арсения, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, в канун Сретения Господня

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
На сороковой день по Рождестве Христовом Церковь празднует Сретение Господне. Эту евангельскую историю до нас доносит евангелист Лука – он рассказывает, что на сороковой день Иосиф и Мария принесли Младенца в Иерусалимский храм, чтобы совершить положенные по закону обряды и вознести молитвы.
Само слово «сретение» означает «встреча». И это в самом деле праздник встречи, притом весьма многосторонний. Конечно, первый приходящий на ум смысл заключается в самом евангельском событии – это встреча старца Симеона со Спасителем. Первому было предсказано, как мы помним, что он не увидит смерти, пока не узрит Христа, Явившегося в этот мир Спасителя.
Евангелист Лука очень трогательно передаёт этот эпизод: старец, встретив Младенца в Иерусалимском храме, берёт Его на руки. По всей видимости, приносимых в храм младенцев священники брали на руки для совершения над ними благословения. Однако в чём одновременно и трогательность, и величесивенность момента – старец Симеон произносит совершенно другие, крайне потрясшие, вероятно, Марию, Иосифа и всех свидетелей этого события слова, хорошо знакомые и нам с вами: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое…».
Это праздник встречи, но не только встречи старца Симеона с Богом. Когда мы размышляем о том, что же вообще такое встреча, то можем прийти к заключению, что вообще-то нашей обычной жизни это одно из важнейших событий. Это события, которые происходят с каждым человеком, независимо от его национальности, происхождения и даже вероисповедания. Уже сам наш приход в этот мир есть встреча. Нас обязательно встречают другие люди, через встречу с матерью и отцом мы познаём тепло и ласку, и даже сам этот мир. Встречи с друзьями щедро наполняют нас дружбой, теплом и самоотдачей – и эти плоды затем долго бережно сохраняются в нашей жизни. Одна из важнейших встреч – это встреча спутника жизни, когда из двух человек Господь в Таинстве брака творит одну плоть, когда люди непостижимым образом в этом мире друг друга узнают и обретают для того, чтобы снова произошла встреча – уже с «третьим», то есть с ребёнком, потом с последующими детьми. Из встреч состоит вся наша жизнь – они придают ей главный смысл и всю соль.
И вместе с тем с гораздо большим основанием, несоизмеримо большим, мы можем говорить о встрече с Богом – о чём возвещает нам и христианство в целом, и нынешний праздник в частности. И радостная тайна для каждого из нас заключается в том, что встреча, состоявшаяся в Иерусалимском храме, нужна была не только старцу Симеону. Она происходит не только для него, но и для Адама, и для Авраама, для Петра и для Павла, для нас с вами. Для каждого человека происходит то, о чём мы вспоминаем сегодня: для каждого является Бог в этом мире нашего ради спасения. Он становится одним из нас – и это та же радость и тот же свет, что воссияли для нас в празднике Рождества Христова; это продолжение всё той же Благой Вести. Он разделяет с нами нашу жизнь, делает нашу человеческую природу Своей собственной, чтобы Его Божественная природа, Его Божественная жизнь стала нашей собственной.
Старец Симеон, надо полагать, вышел из Иерусалимского храма окрылённым. Его ничто больше не страшило, он шёл навстречу окончанию своей земной жизни. Он знал, что истинны слова, однажды прозвучавшие в Книге Иова устами этого праведника: «Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога» (Иов 19:25-26). Он знал, чувствовал и верил, что с окончанием земной жизни начнётся нечто безмерно большее, новое, величественное – начало спасения. Не только избавление самого Симеона и не только спасение народа Израилева, но начало спасения всего мира. И это великое начало даровано каждому из нас – как обетование, как вдохновение и как радость.
Будем нести эту радость и этот свет, подобно старцу Симеону, всю оставшуюся жизнь. Пронесем её и за пределы этой жизни со словами старца Симеона «Ныне отпущаеши», памятуя о том, что Господь, Явившийся в этом мире, творит спасение, творит всё новое (ср. Откр. 21:5) и за гранью этой жизни. И пусть искры этой радости, которые мы несём в наших сердцах и в нашей жизни, никогда не угасают, но постоянно восполняются и укрепляются светом Самого Христа, Победителя смерти, нашего Господа и Спасителя. Аминь!
14 февраля 2025 года,
Храм Живоначальной Троицы Патриаршего подворья в Усадьбе Свиблово города Москвы