Приходские новости

Поздравляем с Праздником Благовещения!

Дорогие прихожане нашего храма, поздравляем вас с Праздником Благовещения!

Архангел Гавриил был послан Богом в Назарет возвестить Деве Марии, что ей предстоит зачать от Духа Святого и родить младенца: Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца. Мария ответила ангелу: се, Раба Господня; да будет мне по слову Твоему (Лк 1:26–38).

Перед вами Икона «Благовещение (Устюжское)». Начало XII века

Предлагаем к прочтению лекцию из серии «Шедевры Третьяковской галереи. Иконопись»

Лектор — Л.В. Нерсесян

Одна из древнейших русских икон, исполненная в начале XII века, уже с XVI столетия была окружена преданиями и легендами. Самой поздней из этих легенд, возникшей не ранее второй четверти XVIII века, мы обязаны ее ошибочным названием «Устюжское», которое широко использовалось до самого последнего времени, хотя в распоряжении исследователей уже давно имелись данные о том, что икона была привезена в Москву не из Великого Устюга, а из новгородского Юрьева монастыря Иваном Грозным в середине XVI века.
Между тем, как сейчас принято считать, в Юрьев монастырь икона, скорее всего, также попала достаточно поздно — только в XIV столетии. В настоящее время выдвинута версия о том, что сначала она служила храмовым образом церкви Благовещения на Городище — первой каменной церкви, выстроенной в Новгороде через полвека после знаменитой Софии Новгородской, в 1103 году. Ее строителем был приехавший из Киева князь Мстислав Владимирович, сын великого князя Владимира Мономаха.
Строительством и украшением Благовещенской церкви в загородной княжеской резиденции должны были заниматься столичные мастера, привезенные князем из Киева. Об этом свидетельствуют не только сохранившиеся фрагменты первоначальной архитектуры храма (Благовещенская церковь рухнула в XIV веке, была выстроена заново, а затем окончательно разрушена в годы Второй мировой войны), но и сложнейшая иконографическая программа храмового образа, содержащая ряд чрезвычайно редких деталей и особенностей и тесно связанная с актуальными богословскими вопросами, обсуждавшимися на константинопольских церковных соборах, а также исключительно высокое качество живописи, сопоставимой с лучшими византийскими памятниками этого времени.

Related Articles

Back to top button