Приходские новостиПроповеди

Слово митрополита Звенигородского Арсения, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, в Неделю о блудном сыне

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! 

Сегодня, дорогие отцы, братья и сестры, второй день праздника Сретения Господня и сегодня же одно из воскресений, предшествующих Великому Посту, которое называется Неделей о блудном сыне. 

Как мы знаем, праздник Сретения тематически продолжает праздник Рождества Христова. Он повествует о явившемся в мир Спасителе, о Любви, благодаря которой каждый из нас пришёл в эту жизнь, и которая явилась в этом мире ради его жизни и спасения. В притче же о блудном сыне, которая прозвучала сегодня на Литургии, повествуется о том, какие усилия и действия сам человек призван предпринять, чтобы вернуться к Отцу Своему. 

Старец Симеон, будучи одной из ключевых фигур вспоминаемого накануне Сретения, олицетворяет всё ветхозаветное человечество, жившее ожиданием спасения. Или другой пример. Если мы взглянем на византийскую икону Воскресения, мы увидим Христа, стоящего на попранных вратах ада и изводящего из него Адама, который, в свою очередь олицетворяет собой весь род человеческий. И это говорит о том измерении церковного праздника – и Сретения, и Рождества, и, конечно, грядущей Пасхи, – которое имеет отношение к каждому из нас. О том, что Сам Господь творит для нашего спасения…

В сегодняшней же притче, между тем, содержится несколько иное, но не менее важное послание для нас. Притча рассказывает нам о том, как сам человек может вернуться к Богу и откликнуться на Его зов и Его любовь, на дарованное Им спасение. Ведь притча эта – она не о каком-то конкретном человеке. В широком смысле и сегодня блудный сын олицетворяет каждого из нас. Это возможная история нашего чаемого Богом возвращения к Нему, нашему Отцу. 

На что ещё стоит обратить внимание: в этой притче очень чётко показаны три важнейших этапа покаяния. Первый этап – блудный сын пришёл в себя. Он одумался, пробудился от заблуждения, осознал, что не может больше жить без своего отца. На самом деле, каждой душе человеческой нужно Бог, как воздух нашим лёгким. «Встану и пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою» (Лк. 15:18) – на втором этапе мы видим решимость, которые необходимы для дальнейших изменений. И отвечая на вопрос, чем святой человек отличается от обычного, преподобный Серафим Саровский отвечал, что именно решимостью. Решимостью следовать за Христом, за Богом, хранить верность Его заповедям.

«Встал и пошел к отцу своему» (см. Лк. 15:20) – третий этап говорит уже о деятельном покаянии. Сын не просто одумался, но и принёс затем плод своего покаяния. Ведь истинное покаяние, как и христианская вера вообще, проявляется только в нашей жизни: это не слова, не эмоциональное настроение, но это прежде всего и по большей части именно наши дела, сама жизнь. И можно говорить о том, что весь Великий пост учит нас этому возвращению к Богу и указывает нам на главную цель, к которой устремляется как наша временная жизнь, так и история всего мира. Великий пост – это паломничество к воскресшему Господу и икона нашей жизни, поскольку наша жизнь является точно таким же путём к воскресению. Тому, как обрести путь к Отцу нашему Небесному и не сбиться с этого пути не сбиться, и учит нас сегодняшняя притча.

И вечно новая, никогда не теряющая своей силы радость, заключается в том, что не только человек ищет Бога где-то впотьмах, но и Бог всегда ищет человека. Он явился в этом мире и даже сошёл во ад, чтобы взыскать – не одного Адама, но каждого из нас. Пусть же свет всех этих событий – и Сретения, как встречи каждого человека с Богом, и явления Христа в этом мире, и схождения Его во ад в поисках каждой заблудшей человеческой души – всегда нас наставляет, окрыляет, придаёт сил, мудрости и мужества следовать путём заповедей Христовых. А это, как мы знаем, заповеди о любви, о милосердии, о прощении. 

Слова Христовы – наши ориентиры, которые помогут нам следовать прямым путём и не дадут нам заблудиться. Но важнейший ориентир, который светит своим призывным светом, так что никакая тьма никогда не может его объять, – это Сам Христос, явившийся в этом мире и всегда с нами пребывающий. Аминь.

16 февраля 2025 года,

Храм Живоначальной Троицы Патриаршего подворья в Усадьбе Свиблово города Москвы

Back to top button