БогослуженияПриходские новостиПроповеди

Слово митрополита Звенигородского Арсения, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, в Неделю сыропустную

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!  

Сегодняшний день, дорогие отцы, братья и сестры, называется Сыропустной неделей. Сегодня происходит окончательное заговенье на Великий пост: с завтрашнего дня мы не употребляем уже молочные и сырные продукты. Другое название этого воскресенья – Воспоминание Адамова изгнания. 

Богослужебные тексты этого дня напоминают нам о той катастрофе, что произошла в самом начале истории мира, когда первые люди осознали себя отступившими от Бога, потерявшими связь с Ним; когда им вдруг открылись все страдания и вся скорбь этого мира. Но воспоминание о прежней райской жизни, тем не менее, осталось. И можно сказать, что в каждом из нас и даже в тех людях, кто не относит себя к верующим, в каком-то смысле это воспоминание о рае сохранилось. Оно выражается в нашем стремлении к счастью, к красоте, к правде, к любви. Разве что-то из опыта окружающего нас материального мира говорит нам о том, что всё это – красота, правда, любовь – по какой-то причине вообще должны существовать? Но этот опыт в нашей душе – совершенно иного порядка. Он из иного мира, который не вмещается в привычное нам видимое, физическое измерение. И мы можем с полной уверенностью говорить, что этот опыт действительно есть и мы к нему устремляемся. 

Изгнание Адама из рая сообщает нам о том, как мы оказались в таком плачевном состоянии греховного бытия, в оторванности от Бога и подверженности как внешним стихиям и катаклизмам, так и внутренним – раздирающим нас страстям. Воскресение же Христово, Пасха, к которой мы сегодня начинаем путь, рассказывает нам о том, что Господь сделал ради нашего спасения, ради взыскания погибшего человечества, всего Адама. В истории прародителей, как это описано в первых главах книги Бытия, повествуется о том, что Господь, уже после падения человека, ищет его в саду, взывая: «Адам, где ты?» (Быт. 3:9). Вся история мира до Христа (не только Ветхого завета, но и вообще всего, не охваченного ветхозаветным повествованием человечества) сохранила память о том, что когда-то человек был связан с Богом – какими-то удивительными прозрениями истины в различных философских школах, представлением о когда-то бывшем золотом веке в разных культурах и цивилизациях. 

Так, можно сказать, что вся дохристианская история человечества — это поиск человеком Бога и поиск Богом человека. Евангельская же история рассказывает о том, на что Бог пошёл, чтобы обрести человека вновь. Он стал одним из нас, разделил с нами нашу жизнь и даже нашу смерть. И более того, как сказано в одном из песнопений Великой Субботы на утрене, «и на земли не обрет сего [Адама], Владыко, даже до ада снизшел еси ищяй». Икона Воскресения, собственно, и запечатлевает этот момент: Господь обретает Своё падшее создание, а в лице первого человека и всех нас. И всё ради того, чтобы снова нас возвести к Первой Красоте, к Своему Царству, к Своей любви. 

Вот о чём напоминает нам этот день в преддверии нашего паломничества к Светлому Христову Воскресению. Часто так бывает, что в начале любого длительного поста православные христиане сосредоточены на физическом воздержании – на том, что можно есть, а что нельзя. И вместе с тем некоторые забывают о более глубоких смыслах поста, без которых всякое упражнение теряет свой смысл. У апостола Павла есть такие слова: «Преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что́ есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (см. Рим. 12:2). Обновление ума – то есть, покаяние, то, что призвано нас изменить. В общем-то вся жизнь наша должна быть такой переменой или состоять из перемен, ведущих нас к Богу. Главная перемена в нашей жизни уже произошла, когда мы пришли к вере. Но на этом наша духовная история на земле только начинается: придя ко Христу, мы продолжаем менять себя, отвращаясь от греха к праведности, от тьмы к свету, от служения диаволу ко служению Христу, присягу Которому мы давали в момент крещения.

Каждый Великий пост для нас – словно ежегодное напоминание об этом. Подобно возрождающей к новой жизни природу весне, вместе с которой пост и приходит. Недаром в богослужебных книгах Великий пост называется «весной духовной» или «весной постной»: он призван оживотворить наши души, окрылить их, пробудить и вдохновить нас, дабы мы очнулись от некой греховной спячки и устремились к Богу. Если мы вдруг перестали Его чувствовать в нашей жизни, сейчас – самое благоприятное время в течение года, когда и внешние обстоятельства, и церковные предписания, и весь богослужебный строй побуждают нас взыскать Его и вновь услышать, обрести в своей жизни.  

Итак, подлинно христианскому проведению поста способствуют покаяние, молитва и милостыня. Ведь с древних времён пост означал не только личную аскезу, но и выделение лишних, освободившихся как раз путём воздержания средств – и денежных, и продовольственных – неимущим людям, кто не имеет даже самого насущного. В этом важный смысл поста, а вовсе не в том, чтобы тратить больше на какую-то более разнообразную «разрешённую» пищу. В этом заключается милостыня, которая по словам святителя Иоанна Златоуста есть главнейшая добродетель, поскольку это любовь в действии. 

Каждый из нас слышал и евангельскую заповедь о любви, и особенно о любви к врагам. И каждый, конечно, не мог хоть раз не опустить руки, задавшись вопросом: кто может любить весь мир и каждого человека, разве одного Господа? Любовь Самого Господа – безусловно, «икона», идеал для каждого христианина, к которой мы должны устремляться. Но там, где на страницах Евангелия и Посланий апостольских говорится о любви, речь всегда идёт именно о делах милосердия, которые под силу совершить каждому из нас. Тем более, что каждый день может нам предоставить такую возможность. 

Так пусть каждая встреча с человеком, с близким ли или незнакомцем, будет для нас возможностью проявить милосердие. И таким образом послужить Господу по Его же слову: «Так как вы сделали это одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40). Милосердие, молитва и покаяние как главные составляющие поста призваны нас научить главному – любви к Богу и к ближнему. Но если в течение поста мы вдруг замечаем в себе раздражение, неспособность прощать, ненависть к ближнему, необходимо что-то изменить в своём отношении к посту и в тех ограничениях, которые мы на себя накладываем. Потому что Великий пост, как и любой другой, призван возвысить нас к небу, а не придавить к земле. Будем же искренне и от чистого сердца учиться прощать, верить, надеяться и любить. Аминь!

2 марта 2025 года,

Храм Живоначальной Троицы, Патриаршего подворья в Усадьбе Свиблово города Москвы 

Related Articles

Back to top button